нашла вот здесь:
http://rabochy-put.ru/?idc=13&idp=126 Внимание! Мотор! Стоп, снято!
20.07.2006г. (№154-155)
Смоленск, славящийся в кинематографических кругах особенной киногенией, вновь привлек к себе внимание режиссеров и художников-постановщиков. 27 июня в селе Новоспасское стартовали съемки четырехсерийной картины по роману И.А. Гончарова «Обрыв». Съемочная группа «Мосфильма» прочно обосновалась в усадьбе Михаила Глинки. Софиты, камеры, жесткие команды: «Внимание! Мотор! Снято!» Нервы натянуты как струна, график съемок сжат до предела человеческих возможностей. Но классика, Гончаров и бремя страстей человеческих того стоят...
Заповедник чувств
Несмотря на невероятную занятость (журналисты «РП» застали режиссера Валерия Федосова в весьма напряженный момент съемки очередной сцены), Валерий Степанович уделил прессе несколько минут своего времени.
- Почему Гончаров, почему Новоспасское?
- Новоспасское - это Гончаров. Здесь прекрасная природа, талантливые люди и атмосфера, способствующая поэзии и проявлениям человеческой чувственности. В усадьбе Глинки настоящий заповедник природы и чувств! Это маленький оазис, аккумулировавший в себе русскую культуру, традиции, зодчество. Сегодня в России очень трудно найти первозданные места, идеально сохранившие дух XIX века. И слава богу, что селу Новоспасское удалось сохранить русскую душу.
- Вы имеете в виду и культурные памятники, и натуру?
- Садово-парковая культура в Новоспасском блестящая! Древесные культуры, бережно выращиваемые здесь двести-триста лет назад, уцелели каким-то чудом. И это несмотря на жесточайшие бои времен Великой Отечественной! Когда мы приехали в Новоспасское, просто ахнули. Пришли в восторг от того, что нашли такое заповедное место. Боюсь, что после нас сюда многие будут приезжать на съемки. Замучают наших замечательных хозяев!
- Кто снимается в вашей картине?
- История Гончарова насыщена любовными переживаниями, а любовь - это молодость души и тела. Поэтому в «Обрыве» много молодых героев, которых играют неизвестные широкой зрительской аудитории, но очень талантливые актеры. Надеюсь, что после этой картины их узнают и полюбят.
- Ваш проект коммерческим не назовешь. Откуда деньги на съемки фильма?
- Я сомневаюсь в том, что «Обрыв» - проект некоммерческий. Люди истосковались по любви, по счастью на экране. Зрители устали от крови, бесконечного экранного бандитизма и терроризма. Они хотят окунуться в страсти, кипевшие в XIX веке. Почему бразильские сериалы пользуются такой любовью? Из-за страстей! У Гончарова просто замечательные страсти.
- Фильмы последних лет, повествующие «о днях минувших», получаются костюмированными - искусственными какими-то, картонными. Вы не допустите подобной ошибки?
- Мне бы не хотелось снять этно-графический фильм. Актеры в «Обрыве» играют не костюмы, а чувства. Я надеюсь, что картина получится современной и ответит на вопрос, как жить сегодня, какие важнейшие нравственные ценности нужно беречь и сохранять, несмотря ни на что.
От «Нотр-Дам де Пари» в «Метро» к «Обрыву»
Досье «РП»
Станислав Беляев - один из наиболее востребованных артистов в жанре мюзикла, принимавший участие во всех крупных музыкально-театральных постановках Москвы последнего десятилетия. Господин Беляев - исполнитель ролей в мюзиклах «Метро», «Нотр-Дам де Пари», «Ромео и Джульетта».
Сценический образ Станислава без преувеличения уникален. Чувственный, проникновенный и вместе с тем непосредственный, он соединяет в себе обаяние молодости с по-настоящему зрелым пониманием музыки и поэзии. Помимо театральных ролей, Беляев известен массовому зрителю по фильму режиссера Егора Пузанова «Подари мне счастье». Актер великолепно поет - является учеником одного из лучших мировых исполнителей русского романса Дмитрия Шведа. В его репертуаре - известнейшие арии из знаменитых мюзиклов, классический и современный романс, современная эстрада.
Журналистам «РП» довелось познакомиться с исполнителем главной роли Станиславом Беляевым (Борис Райский) в перерыве между съемками.
Станислава снимали в... постельной сцене. «Ну что вы, - смущенно рассмеялся актер. - Я просто спал. Это был самый обычный сон, а не постельная сцена!»
Кино - величайшая иллюзия на свете. Узаконенное мошенничество, доведенное до совершенства. Как только сцена была снята, изящный Станислав выпрыгнул из постели и отправился покурить как был - в гриме, джинсах и холщовой рубашке почти до колен. Зритель не увидит эти джинсы, надежно укрытые одеялом...
- Станислав, трудно играть человека, жившего в поза-прошлом веке?
- Все мы «ожизневаем» людей прошлого. Они - живые. Обычные люди, не манекены, не марионетки и не герои, изображающие немыслимые страсти. Мне хочется, чтобы переживания моего Райского были понятны современникам.
- Найти баланс между сумасшествием художника и здравомыслием, соединить безумное начало его личности с началом организующим.
Пощечина общественному вкусу
Альтер эго Бориса Райского - холодный, рассудочный негодяй Марк Волохов. В жизни - актер Евгений Коряковский. Импозантный, общительный, безумно талантливый. Добрый.
Досье «РП»
Евгений Коряковский родился в старинном городе Ярославле. Окончив школу, поступил на филфак в Ярославский университет, но к третьему курсу заскучал и рванул в Москву, на факультет режиссуры ГИТИСа. Проучившись в ГИТИСе год, вернулся в Ярославль, основал театр танца «Граффити» и на протяжении пяти лет занимался экспериментами в области «графики танца» и литературы. Затем получил приглашение доучиться на курсе Сергея Проханова, в 2003-м курс закончил и сегодня работает в Театре Луны.
Евгений запомнился зрителям по весьма неоднозначному и названному критиками «пощечиной общественному вкусу» фильму «Я люблю тебя».
игилиста-разрушителя, - поведал Евгений. - Этакого змея-искусителя. Практически все сцены, в которых я занят, посвящены беседам с главным героем. Мы выясняем с ним отношения, ведем идеологические споры, поднимаем проблемы, актуальные и по сей день. Плюс - любовная линия с актрисой Анной Казючиц, возвышенной, поэтической Верой. Жаль, что вы не сможете остаться и посмотреть, как снимается одна из ключевых, метафоричных сцен «Обрыва» - сцена в беседке. Сегодня мне предстоит объясниться в любви Вере и... соблазнить ее. Все - обрыв! Больше мы с ней не увидимся...
...В памяти невольно всплывает гениальная киногеничная сцена: Вера на минутку останавливается перед образом Спасителя в древней часовенке перед тем, как ступить на тропинку, ведущую ее к обрыву, к беседке, где девушку ждет Марк Волохов. Вера - идеальное воплощение души современного человека - колеблется: где же правда - здесь, в кротких, строгих очах Спасителя, или там, за обрывом, в злобной, страшной и обаятельной проповеди нового человека?
Конюх Прохор, Шарль, Матрена и другие
Актерам Смоленского драматического театра имени А.С. Грибоедова достались эпизодические роли. Геннадий Черкашин сыграл конюха Прохора, Людмила Лисюкова и Татьяна Савельева - горничных, Татьяна Макарова - дворовую девку, Олег Кузмищев - полковника. Примечательно, что на эту роль без слов претендовали два известных в Смоленске человека сцены - господин Кузмищев и художественный руководитель театра-студии «Диалог» Виктор Зимин. Выбор пал на Кузмищева, зато очень многим студийцам Зимина посчастливилось сыграть в «Обрыве» дворню. Также в массовке снялись и два бутафора драмтеатра - Ольга Королева и Ирина Быкова.
Валерию Брыксину и Николаю Коншину съемки еще только предстоят. Брыксину придется вдохнуть жизнь в весьма интересного персонажа Гончарова Шарля, Николаю Сергеевичу - «оживить» доктора.
На съемочной площадке работает и главный художник Смоленского драматического Николай Агафонов.
- Я только собрался на этюды, а заодно и порыбачить с Алексеем Довганем и Валерием Гращенковым на озерах под Псковом, а тут - звонок, - признался Николай Агафонов. - В пятницу, 14 июля, мне позвонила Светлана Щипанская, режиссер по актерам (мы с ней учились в школе-студии МХАТ, она же проводила в мае актерский кастинг), и пригласила на съемки. Пришлось все бросить и ехать в Новоспасское. Было интересно посмотреть, что представляет собой кино на современном этапе. Окунулся в эту суету, совершенно специфическую атмосферу и... ничего нового для себя не открыл. Может быть, к счастью? Ну разве что жизнь спрессовалась, стала стремительной. Раньше все было куда спокойней, размеренней. Тружусь здесь под началом известного художника-постановщика Леонида Свенцицкого, создававшего художественное пространство в фильмах Рязанова и Тодоровского. Я здесь всего лишь простой исполнитель. Мне дают задание обить софу, я его выполняю. Или билеты в оперу нарисовать - начинаю судорожно вспоминать, а какие в середине XIX века были виньетки, заставочки. Отвечаю за исторический натурализм. Понял, что вполне мог стать художником кино, - знание эпох, их стилизация одинаковы что в театре, что в кинематографе. Просто здесь между глазом и «картинкой» вклинивается камера.
Съемки или каторга?
Рабочий день (съемки продлятся 32 дня) на съемочной площадке в Новоспасском начинается в 10 утра, заканчивается - в час ночи. В микроавтобус грузят софиты, камеры, бутафорию, и - вперед, в военный городок под Ельню. Наматывать туда-сюда обратно по 30 километров в сутки. И так каждый день. Труд каторжный, изматывающий.
Порой «день» снимают ночью, и наоборот. Осветительная аппаратура мощная, позволяет. А иначе никак - приехали известные актеры (народная артистка Людмила Полякова, известная телеведущая Екатерина Стриженова, исполнительница роли эксцентричной пустышки Полины Карповны Крицкой), их сняли в сжатые сроки и вновь отправили в столицу. Шоу продолжается!
...Кино - иллюзия, обман, но для того, чтобы иллюзорная ложь превратилась в правду, необходимы полные жизни детали. Например, живая речная рыба. Крупная рыба. Каждый экземпляр не менее 25 -30 сантиметров. Где ее взять, позвольте? У местных в садках одна мелочь. Везти из Смоленска? Рыба наверняка уснет. Придется заказывать на водохранилище. Сказка - ложь, да в ней намек...
Съемки проекта «Обрыв» завершатся 2 августа. Затем - монтаж, озвучание... Не пропустите!
Анастасию ПЕТРАКОВА, фото ОЛЬГИ ЛИСИНОВОЙ